У Юрия Долгорукого был сын Андрей. Российский историк Ключевский назвал его «первым великороссом на исторической арене». Как сын дочери половецкого хана, он имел характерную внешность азиата-степняка.
В 1169. войско, направленное Андреем Боголюбским, после трех дней ожесточенных боев на муравьев обошло защитников города с тыла через гору Юрковицю, благодаря измене торков и берендеев, захватили Киев. Летопись, назваючи суздальців язычниками, то есть язычниками, пишет: «И не было помилования никому и ниоткуда: церкви горели, христиан убивали, а других вязали, жен вели в плен, силой разводя с мужьями их, дети рыдали, глядя на матерей своих. И взяли они имущества множество, и церкви оголили от икон, и книг, и риз, и колокола с церквей поснимали... И был в Киеве среди всех людей стон, и тоска, и скорбь невтішима, и слезы непрестанные». Андрей Боголюбский начал выгонять князей киевской династии и организовал поход Романа Мстиславича, будущего основателя Галицко–Волынского княжества. Однако в феврале 1170 г. войско Романа разбило суздальців. В плен было захвачено столько суздальців, что их продавали по 2 ногаты (1 ногата составляла 1/20 гривны).
Мстислав Храбрый – наиболее известный и любимый князь в тогдашней Украине – приказал побрить послу суздальского князя голову и бороду. Андрей разозлился и собрал в поход на Киев 50–тысячное войско в составе суздальців, рязанцев (то есть мордвы-ерзянців) и др. Это больше войск, о котором упоминается в отечественных летописях. Суздальці осадило князя Мстислава Храброго в Вышгороде. Разгром суздальців под Вышгородом произошел в начале зимы 1173 г., после 9 недель боев. Вскоре после вышгородского разгрома Андрей Боголюбській был убит заговорщиками, которые восстали против его тирании. Церковь признала Мстислава Храброго святым. Добил суздальців еще один украинский князь из киевской династии. В 1216 г. в битве на р Липицы Мстислав Удалой вместе с войском, приведенным из Киевщины, и новгородцами наголову разгромил суздальців. Суздальский князь Юрий Всеволодович и его брат Ярослав, будущий отец Александра Невского, бежали в одном исподнем одежде, в панике загнав семь лошадей и оставив на поле боя почти все войско. После битвы на р Липицы Владимиро–Суздальске княжество распалось на многочисленные уделы и уже было не способно угрожать интересам Киева и вмешиваться в дела Руси. В те времена жители Киева (в летописях – «Кыъва», и только так), Чернигова, Переяслава, Владимир-Волынского, Луцка звались «русином», а житель Суздале, Норівгорода, Смоленская – однозначно нет.